ОТ СИЛЫ В СИЛУ Инокиня Гавриила (Жандарова) — иконописец. Мастерская для нее — не только место работы, но и келья: настоятельница благословила. — Мне семьдесят лет уже, много ходить сложно. Пришла к вере только в сорок два года, дочке моей было 18. Искала смысл жизни, прошла через всё: через йогу, астрологию… — рассказывает матушка Гавриила. Путь в монастырь начался, как и у игумении Иоанны, с храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и знакомства с батюшкой Лукианом: «Я к нему как к отцу родному отношусь, я ведь без отца росла. Хотя по возрасту он младше меня, это как-то совершенно не важно. Он смирением, терпением нас воспитывал: мы какие же из мира-то пришли?!» Постриг матушка Гавриила приняла в Покрово-Тервеническом монастыре, а через десять лет благословили перейти сюда. До этого архимандрит Лукиан организовал в Санкт-­Петербурге иконописную мастерскую и собрал туда всех женщин, которые желали стать иконописцами. — По образованию я художник, окончила театрально-постановочный факультет, работала в Театре драмы и комедии на Литейном, — рассказывает матушка Гавриила. — Я училась живописи, рисунку, а другие девочки, которых батюшка набрал, вообще не имели образования. Конечно, батюшке пришлось меня переучивать. Я начинаю сидеть, корпеть, мне надо всё выписать, вылизать, а он говорит: «Давай другую, следующую». Как он учил нас? Он мало говорил, больше молился, а мы писали, и потом сами удивлялись, что что-то получается. Батюшка часто произносил слова: «От силы в силу», у нас шла наработка. Работы матушки Гавриилы в монастыре повсюду. Она одна целиком расписала часовню преподобных Сергия и Варвары, её же авторства — образ Введения во храм Пресвятой Богородицы снаружи на алтарной части храма. — Как-то справляюсь… Делаю то, что матушка скажет, — говорит матушка. — Сейчас обновляем иконостас на скиту, в Яровщине. Во время поста обычно самая серьезная работа — вот и сейчас матушка заказала в подарок Плащаницу. Раньше матушка Гавриила вела фотоархив и фотографировала: «Отстроили один корпус, другой — это было так радостно! А потом появилась матушка Ксения, теперь она наш фотограф („Вода живая“ уже писала о матушке Ксении в апрельском номере за 2017 год. — Прим. ред.). Я когда взяла её фотоаппарат в руки — он тяжеленный такой... Я-то на самый простой аппарат фотографировала. А вот дочь матушки Гавриилы осталась в миру: «Предложила вместе со мной пойти в монастырь, она отказалась. Но большого счастья это ей не принесло». Уже несколько лет монастырь живет без своего духовного наставника — точнее, он есть, но очень далеко... — Мы все очень огорчились, когда владыку Лукиана перевели в Благовещенскую епархию, — говорит игумения Иоанна. — Раз в год стараюсь бывать в Благовещенске. Переписываться особого времени нет, но иногда мы созваниваемся. Я всю жизнь к нему ходила, советовалась с ним, так что мне непросто сейчас одной. Звонить ему, правда, тоже не всегда удобно: большая разница во времени, надо подгадать, чтобы владыка был не очень занят и чтобы при этом там не была ночь. — Мы с сестрами три раза приезжали в Благовещенск, — добавляет матушка Гавриила. — И когда в Благовещенской епархии готовили поздравление владыке с пятилетием его служения, мы делились своими материалами. Владыка рассказывал, что приехал в Благовещенск — и влюбился в это место. Когда я сама те места увидела, тоже влюбилась. Нас владыка возил по окрестностям — он построил там и мужской, и женский монастырь. Там даже березы другие — белоснежные.

Теги других блогов: религия монастырь иконопись